АО «Дорэкс» / JSC «DOREKS»
ОАО «Дорэкс». Круглый год на улицах города

Предприятием всесезонно, в круглосуточном режиме обслуживаются все магистральные дороги города и основная часть тротуаров вдоль них, а также остановки общественного транспорта, выполняется ямочный ремонт городских дорог.

Для удобства выполнения работ обслуживаемые ОАО «Дорэкс» территории города разделены на четыре эксплуатационных участка: Московский, Ленинский, Калининский, мосто-эксплуатационный.  На каждом из участков - свое ответственное лицо – начальник участка, который в первую очередь «курирует» закрепленные за ним территории.

Кроме основной деятельности – содержания городских улиц, на предприятии ведется и весь спектр сопутствующих работ – Дорэкс полностью обеспечивает процесс своей деятельности - начиная от ремонта техники, заканчивая производством песчано-соляной смеси, используемой для обработки автомобильных дорог в зимний период. Для этого приходится содержать три достаточно крупные производственные базы. На территории основной базы размещены административное здание с оборудованной диспетчерской службой, пескобаза, закрытая теплая стоянка для спец.машин, предназначенных для экстренного выезда на линию, автомашин технической помощи, два топливо-масло заправочных пункта, здание ремонтно-механической мастерской.

Несомненно, самый напряженный период для предприятия – зимний. Выполнение уборочных работ как и в других городах, так и в Чебоксарах в наше время осложняется плотным движением потока личного и пассажирского автотранспорта. В дневное время при снегопадах, особенно в часы-пик,  дорожные спец. машины просто не имеют доступа на городские магистрали. В последние годы в сложных ситуациях прибегают к помощи ГИБДД – патрульные машины сопровождают колонну снегоуборочной техники, перекрывая при необходимости поток автотранспорта. Усиленного режима работ требуют затяжные снегопады. Как правило, об изменениях погодных условий на предприятии известно заранее – заблаговременно готовятся все необходимые единицы техники, вызывается на работу максимальное количество водителей, механизаторов, ремонтников. Здесь все просчитывается досконально – и необходимые запасы ГСМ, и расход противогололедных материалов, для выполнения экстренного ремонта закупаются наиболее часто выходящие из строя зап.части на спец.технику. При поломке машин – а ведь основная часть автопарка имеет высокую степень износа – ремонт производится незамедлительно – и машины снова выпускаются на линию.

Зимой каждая единица техники на счету. Особенно сказывается выход из строя подсыпально-подметальной уборочной техники – КДМ – именно от них зависит в первую очередь своевременность выполнения подсыпки дорог противогололедными материалами, а также сметание снега с проезжей части дорог. Эти единицы техники, как правило, выезжают на дороги города минут через 15-20 после начала снегопада, работа ведется колонной машин, передвигающейся на определенном расстоянии и скорости. Поломка даже одной единицы очень существенна, так как нарушается работа всей колонны.  Так что мелочей в работе дорожников не бывает. Огромных усилий требует также и уборка в срок остановок общественного транспорта, тротуаров – здесь задействованы в основном трактора МТЗ, как собственные, так и привлеченные. В перерывах между снегопадами работа тоже не останавливается – производится расширение проезжих частей и вывоз снега из города на снежные свалки.

На смену зиме приходит, казалось бы, довольно спокойные периоды – весна и лето. Но это только на первый взгляд. Практически за месяц после схода снега от предприятия требуется убрать смет, грунтовые наносы и остатки песка от распределяемой зимой песчано-соляно смеси со всех городских дорог. Параллельно начинаются работы по мойке, покраске, ремонту остановочных павильонов, корзин для мусора, ограждений, колесоотбойников. Не стоит кроме того забывать, что именно на весенне-летний период года приходится и основная часть, и различных спортивных мероприятий, когда перед предприятием ставится задача не просто поддержать улицы города в надлежащем виде, а навести на них образцовый порядок, что тоже требует от рабочих больших усилий и напряженного графика работ.

За лето предприятию одновременно с ведущимися работами надо успеть провести капитальный ремонт и подготовить всю «зимнюю» технику к холодам. Так что без сезонных перебоев работают и ремонтные мастерские предприятия – зимой заблаговременно готовят технику на лето, летом – на зиму. Естественно, не исключая текущий ремонт работающей сезонной техники. Кроме того, именно летом, в полном объеме готовятся противогололедные материалы – это около  40 тыс тн. песчано-соляной смеси, и до 400 тн мраморной крошки.

Круглогодично предприятием выполняются работы по эвакуации автотранспорта – это в основном транспорт, оставленный автовладельцами в ненадлежащих для стоянки и парковки местах и мешающий работе спец.техники. Машины нарушителей, а также бесхозный автотранспорт вывозится на штрафстоянку предприятия, расположенную на базе по Эгерскому бульвару. Для выполнения работ у предприятия имеется собственный эвакуатор-манипулятор, работающий в круглосуточном режиме, в зимнее время дополнительно привлекаются эвакуаторы со стороны.

Еще одно крупное направление деятельности предприятия – ямочный ремонт дорог. Основной объем ремонтных работ участок по ремонту дорог, несомненно, выполняет в летнее время года с использованием так называемого традиционного, «горячего» асфальта. Но аварийный ремонт ведется также и зимой – на помощь приходит «холодный» асфальт. Технология применяется на дорогах города в последние 3 зимы и хорошо себя зарекомендовала. Объемы выполнения, конечно, намного ниже, чем летние,  да и процесс наиболее затратный и трудоемкий, но позволяет сохранять поверхность дорог в более-менее надлежащем состоянии и в холода. В период межсезонья ремонт дорог также не останавливается и ведется с  использованием литого асфальта.

Город растет, появляются новые улицы, расширяются дороги – с увеличением объемов работ предприятию требуются дополнительные новые единицы техники. Да и старые машины с угрожающей скоростью, несмотря на регулярные текущие и капитальные  ремонты, выходят из строя. Финансовые трудности, коснувшиеся многих предприятии за последние годы, конечно, не обходят стороной и Дорэкс, однако средства на поэтапное обновление парка техники выкраивать все-таки удается. Идет на встречу в этом вопросе и муниципалитет. В 2011 г. закуплено 6 единиц машин (4 комбинированные дорожные машины, снегопогрузчик, ротор), из них 3 единицы - за счет бюджета города. В 2012 г. за счет средств самого предприятия проведено самое крупное за годы существования ОАО «Дорэкс» обновление автопарка – в лизинг приобретено 19 новых машин (5 комбинированных дорожных машин, 2 автогрейдера, 10 тракторов МТЗ, 2 фронтальных погрузчика). В 2013 г. в автопарк поступило 4 новых единицы техники (2 комбинированные дорожные машины закупил город, 2 машины для вывоза мусора с остановочных павильонов закупило само предприятие). В этом, 2014 году также за счет средств городского бюджета приобретены 2 единицы БЦМ – для выполнения ремонтных работ дорожного покрытия.

Но, несмотря на внушительное обновление парка техники за последние годы, основную ценность для предприятия представляет людской персонал, именно благодаря человеческому фактору удается выдерживать и сверхнагрузки, и выполнять экстренные работы в короткий срок. Текучесть кадров, несмотря на то, что работу на предприятии легкой назвать никак нельзя – в Дорэксе очень низкая. Люди настолько прикипели к своей деятельности, что их не пугают ни круглосуточный режим работы, ни продленные рабочие дни, ни работа на холоде (дорожные рабочие трудятся на открытом воздухе даже при –25 градусах мороза, смены начинаются с 6 утра). Более того, в каждом структурном подразделении трудятся работники, чей стаж работы на предприятии превышает 20, 30, а то и 40 лет. Этому служит причиной и преданность выбранному делу, и грамотная социальная политика,  проводимая на предприятии. Все сотрудники Дорэкс, начиная от рабочих и заканчивая управленческим персоналом, понимают, что в их деле важна ответственность и грамотно слаженная работа каждого звена, от которой зависит благоустроенность столицы нашей республики и уровень комфорта  проживания чебоксарцев.